+ 7 495 190 00 35

Возврат товара ненадлежащего качества

Задайте свой вопрос

Назад к разделам

Возврат товара ненадлежащего качества

Права на возврат товара ненадлежащего качества зафиксированы в РФ законодательством. В частности, это предусматривается профильным нормативно-правовым актом, защищающим потребителей (ЗоЗПП сокращённо).   К сожалению, понятие «ненадлежащее качество» официально не раскрыто. Можно говорить только о «недостатке товара» и о «существенном недостатке». Под первым подразумевается то, что не соответствует прописанным в договоре купле-продажи требованиям, противоречит его условиям. Кроме того, большое значение имеют также цели, для которых покупатель приобретал конкретное изделие. На основании этого в теории можно вернуть даже исправную продукцию, если она не подходит по мощности или же другим базовым характеристикам. На практике добиться такого без юриста сложно. Что же касается «существенного недостатка», то здесь обычно возникает намного меньше разногласий. Это или неустранимый дефект, или же проблема, которая появляется снова и снова. Во внимание принимается также экономическая целесообразность ремонта. То есть недостаток будет считаться неустранимым, если на исправление нужно столько же средств (или даже больше), сколько стоит само изделие. Из всего этого можно сделать вывод, что качественным является товар, который соответствует всем предъявленным к нему требованиям (ГОСТ, ТУ, стандарты сертификации, если он подлежит такой процедуре, условия договора) и позволяет достичь той цели, ради которой покупался. Например, обогреватель должен повышать температуру воды или окружающего пространства, нож – резать, автомобиль – ездить и т. п.
Читайте так же: Возврат товара НДС
к содержанию ↑

Какими бывают недостатки?

Недостатки бывают явными, то есть такими, которые можно выявить при визуальном осмотре или же при проверке в лабораториях, и скрытыми. Последние обнаружить сразу нельзя, они проявляются исключительно при эксплуатации. Именно из-за них потребителю и предоставляют право вернуть продукцию в течение всего гарантийного срока, указанного производителем. Правда, если прошло больше 14 дней после покупки, и магазин (продавец) не является официальным производителем компании, выпустившей такой товар, то покупателю нужно будет напрямую обращаться именно к ней. Вообще у потребителя есть право самостоятельно решать, что он будет делать с покупкой. Он может выбрать:
  • возвращения денег;
  • ремонт за счёт продавца;
  • уменьшения стоимости покупки и выплаты разницы;
  • замены на другой товар, сопоставимый по функциям и характеристикам.
Помимо перечисленного, у покупателя есть также право потребовать компенсацию, если в результате эксплуатации бракованного изделия он понёс убытки. Например, если от применения электроприбора вышло из строя другое оборудование, потребителю должны покрыть расходы на покупку нового. Однако на практике добиться такого можно только через суд. Да и то нужно доказать, что причиной поломки стало использование именно этого изделия.
Читайте так же: Возврат товара
к содержанию ↑

Что нужно знать о замене товара?

Что касается процедуры замены, то здесь есть свои нюансы. В идеале покупатель обращается в магазин, ему приносят другой полностью аналогичный товар, но без брака. После чего на изделие оформляют документы, потребитель уходит довольным. Кстати, учтите, что на новую продукцию тоже действуют гарантии, причём отсчитывать все сроки нужно не с даты приобретения первого товара, а с момента, когда к покупателю поступила замена. Итак, описанная схема довольно простая и понятная. Но тут возникают свои нюансы. Во-первых, потребитель имеет право обратиться с требованием поменять ему бракованную продукцию в течение 2 лет после продажи или же на протяжении всего периода действия гарантийного срока. Однако за это время стоимость изделий может возрасти. Большинство продавцов согласны произвести обмен и не требовать доплаты от покупателя. Но встречаются и исключения. Во-вторых, иногда бывает и так, что продавец не хочет отдавать деньги и настойчиво предлагает похожие по функции товары, однако не полный аналог. В этом случае потребитель имеет право отказаться. Тем не менее конфликт между сторонами уже есть. В-третьих, если аналог стоит дешевле, чем приобретённый ранее товар, продавец должен вернуть разницу. А если дороже, то предполагается, что покупателю нужно доплатить. И здесь нередко появляются разногласия, которые чаще всего удаётся решить юристу. к содержанию ↑

Возврат дорогой или технически сложной продукции

В отношении возврата технически сложная или же дорогостоящая продукция является исключением. Покупатель имеет право заявить претензии по поводу дефекта только на протяжении 15 дней после покупки. В дальнейшем ему могут сделать разве что гарантийный бесплатный ремонт, но не больше. к содержанию ↑

Продажа товара с дефектом

Иногда продавец выставляет продукцию с дефектом, например, ноутбук с царапиной на корпусе. И снижает за это цену. В таком случае покупатель не может вернуть товар как продукцию ненадлежащего качества, поскольку он заранее знал об этом недостатке. Однако если он обнаружит, что у ноутбука проблемы с питанием, то имеет право предъявить претензии на этом основании. к содержанию ↑

Сроки замены товара

В статье 21 ЗоЗПП оговорено, что товар низкого качества меняют на другой аналогичный на протяжении 7 дней с момента обращения покупателя. Но здесь есть исключения:
  1. Продавец решил убедиться в том, что неисправность объективно есть, и что она не возникла по вине потребителя. В этом случае срок увеличивается, но он должен составлять не больше 3 недель с момента обращения.
  2. Для доставки аналога требуется время. Но и в данном случае ожидание не должно растягиваться больше, чем на месяц. Помимо этого, в законодательстве сказано, что если покупателю приходится ждать больше недели, то он имеет право обратиться к продавцу или к производителю с просьбой предоставить ему бесплатно на временное пользование до получения аналога изделие с такими же свойствами (ещё один ноутбук, к примеру). И вторая сторона обязана это сделать в течение 3 суток с момента получения соответствующего заявления. Причём доставка производится за счёт продавца.
  3. Если речь идёт о районе Крайнего Севера и других аналогичных, где существует система досрочного завоза продукции. Здесь в силу объективных обстоятельств у продавца может не быть ещё одного товара, сопоставимого по характеристикам и свойствам. В такой ситуации покупателю просто предлагают подождать, пока не будет следующий завоз.
к содержанию ↑

Что ещё нужно знать?

Если в связи с ремонтом, заменой, возвратом и прочими действиями возникла необходимость организовать доставку товара весом больше 5 кг, то потребитель имеет право осуществить это за счёт второй стороны (продавца или потребителя). Естественно, в случае, когда речь идёт о продукции ненадлежащего качества. Есть и другой вариант: покупатель сам решает вопрос с доставкой, но расходы ему потом компенсируют (стоимость курьерских услуг, траты на бензин и т. п.). При возвращении товара надлежащего качества, купленного оффлайн, потребитель должен аргументировать свои действия. То есть в заявлении он указывает, что именно не подошло: размер, цвет, габариты в целом и т. п. А вот при браке у него есть возможность выбрать что угодно, например, замену продукции или же ремонт за счёт второй стороны. И потребитель не обязан в этом случае что-либо пояснять. Если покупатель потребовал вернуть деньги, то продавец должен сделать это в течение 3 календарных дней с момента приёма претензии. Но этот срок касается продажи оффлайн. При покупке через Интернет-магазин период увеличивается до 10 дней. Деньги выдаются наличными или же перечисляются на банковскую карту. Обычно продавец выбирает тот же способ, каким ему начисляли оплату за товар. Если у потребителя взяли часть денег с карты, а часть – наличными, то покупатель имеет право сам выбрать предпочтительный вариант. А если у него заблокирована карта, он может указать другую, написав отдельное заявление по этому поводу. Однако учтите, что перевод средств на счета третьих лиц запрещён. И ещё о сроках: претензия по возврату продукции в целом рассматривается в течение 10 дней. Если в течение этого времени продавец ничего не предпринял, покупатель имеет право обратиться с жалобой в суд и получить компенсацию не только за товар, но и за бездействие второй стороны.
Не забывайте, что покупатель может потребовать только что-то одно. Он не имеет права выбрать и ремонт, и возврат денег.
к содержанию ↑

Если нет чека

Большинство магазинов настаивают на предоставлении им чека для осуществления возврата. Это нужно для бухгалтерского оформления операции. Однако если покупатель потерял квитанцию, он всё равно может требовать принять у него продукцию обратно. В качестве доказательств факта покупки принимаются свидетельские показания (от двух лиц и больше), фото- и видеосъёмка, гарантийный талон с печатью магазина, указанием даты, с подписью продавца и т. п. Если этих аргументов недостаточно для продавца, их стоит собрать для суда. к содержанию ↑

Проведение повторной экспертизы

Некоторые заведения проводят свои экспертизы и отказывают в возврате товара на основании того, что, по их данным, вина за брак лежит на потребителе. Если вы полностью уверены в собственной позиции, можно провести независимое исследование, получить результаты и вручить их магазину с повторной претензией. При условии, что данные будут свидетельствовать в вашу пользу, продавец обязан будет не только выполнить ваши требования в отношении товара, но ещё и покрыть понесённые вами расходы в связи с организацией экспертизы. Если продавец продолжит настаивать, вы можете подать в суд. к содержанию ↑

О судебном разбирательстве

Если вы хотите получить серьёзную компенсацию, советуем обращаться в суд, поскольку ни прокуратура, ни Роспотребнадзор не смогут заставить продавца выплачивать что-то вам. Они способны сильно осложнить жизнь торговой сети, провести масштабную проверку, наложить серьёзный штраф (именно поэтому большинство магазинов всё-таки стараются не доходить до существенной конфронтации с покупателями). Однако принудить к выплатам в вашу пользу имеет право только суд. Поэтому если речь идёт уже о серьёзном конфликте, вы вручили или отправили заказным письмом претензию, а магазин не реагирует или прямо отказывается выполнять законные требования, нужно составить исковое заявление. В среднем такие дела рассматриваются в течение месяца. Однако конкретика уже зависит от того, насколько суды загружены. Итак, куда следует обращаться? Если цена иска меньше 50 тысяч, то заявление нужно подавать мировому судье. Во всех остальных случаях – в районный суд. Причём вы сами можете выбрать, на что стоит в первую очередь ориентироваться: на своё местонахождение или же на то, где расположен ответчик. Если цена иска не больше 1 миллиона рублей, то в подобных делах госпошлину платить не нужно. Учтите, что когда дело доходит до суда, вы имеете право получить не только деньги за товар, но и компенсацию морального вреда, а также появившегося у вас материального ущерба, связанного с эксплуатацией бракованного товара. Помимо того, продавец обязан будет выплатить пеню, которая начисляется за каждый день, который прошёл с того момента, когда предполагалось возвращение денег. Также за то, что магазин добровольно не выполнил закон, его оштрафуют на 50% от стоимости товара. И, наконец, он компенсирует судебные издержки, проведение экспертизы, а в некоторых случаях – и другие расходы, возникшие с этим разбирательством (например, оплату услуг юриста). С учётом всего вышесказанного становится понятно, почему большинство компаний предпочитает не доводить конфликт до суда. к содержанию ↑

Помощь юриста

Возврат товара ненадлежащего качества может стать сложным процессом. В особенности если отсутствует чек, если магазин не желает признавать свою вину в появлении брака и т. п. Ситуацию способен заметно облегчить опытный юрист, который знает, как нужно действовать. Благодаря ему вы сможете найти оптимальное решение, а на время разбирательств максимально отстраниться от этого не всегда приятного процесса.

Была ли вам полезна статья? Да Нет

X

Посоветуйте нам меры, которые помогут улучшить статью

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн консультация

Задайте вопрос адвокату
или юристу прямо сейчас!

наверх