+ 7 495 190 00 35

Возврат денежных средств

Задайте свой вопрос

Назад к разделам

Возврат денежных средств

Всё большее количество организаций переходят на безналичный расчёт. Это приветствуется и банками, которые готовы бесплатно предоставлять терминалы, устраивать ликбез и т. п, и законодателем. Однако возврат денежных средств покупателю по безналичному расчёту, например, если продукция оказалась бракованной, может проходить с определёнными сложностями. Что в такой ситуации нужно знать потребителю? На что стоит обращать внимание и почему? Когда желательно идти к юристам за защитой своих прав? Давайте разберёмся.

Дело в том, что здесь возникает очень много нюансов. Например, при зачислении средств у продавца банк может взять определённый процент, который впоследствии не возвращается. В то же время магазин обязан отдать покупателю полностью всю стоимость товара. Таким образом, продавец оказывается в проигрыше. Большое значение также имеет срок возврата денежных средств: покупатель может рассчитывать на скорое поступление, в то время как происходит задержка, причём по вине банка. Одним словом, в создавшейся в ситуации возникает множество моментов, которые необходимо учитывать.

Читайте так же: Возврат денег на карту при возврате товара
к содержанию ↑

Базовые понятия

Чтобы разобраться с тем, как именно происходит возврат денежных средств покупателю, нужно сначала вникнуть в базовые понятия. Без них неясно, о чём идёт речь. Итак, под безналичным расчётом подразумевается процедура оплаты услуги, товара или же того или другого посредством электронного платежа. Чаще всего речь идёт о разных карточках.

В процессе участвует контрольно-кассовый аппарат или же ККМ. Это специальный терминал для приёма карт, который хранит информацию об определённом количестве проведённых операций. Что очень важно в тех случаях, когда между сторонами возникает спор, а также когда магазин отказывается принимать товар обратно в связи с отсутствием чека. Фактически, соответствующие данные он в состоянии получить через ККМ.

Деньги могут проходить через корреспондентский счёт. Его обычно открывают в разных кредитных учреждениях, чтобы проводить всевозможные операции. Через него, в частности, можно посмотреть оплату конкретного товара.

Если при возврате денежных средств возникла необходимость предоставить электронные документы на бумажных носителях, то под этим обычно подразумевается простая распечатка соответствующих платежей, данных, которые можно получить в личном кабинете на официальном сайте банка и т. п. Как правило, нужны для подтверждения каких-то фактов.

Ещё одно важное понятие – лицевой счёт. Его используют для взаиморасчёта с физическими и (или) юридическими лицами. Через него часто проходят кредитные и финансовые операции. Лицевой счёт используют и для аналитики.

В процессе разбирательств у клиента могут запросить электронный платёжный документ. Это документ, являющийся основанием для проведения разных операций. По юридической силе приравнивается к обычным документам.

Кроме того, что уже было перечислено, иногда возникает необходимость предоставить платёжное поручение. Речь идёт о распоряжении, которое поступает от владельца счёта банку по поводу перевода денег куда-либо.

И, наконец, существует ещё понятие неоплаченных расчётных документов. На их основании обычно производятся разные финансовые операции. Под такими документами имеются в виду чеки, инкассовые поручения и аккредитивы.

Однако необходимо иметь в виду, что все описанные выше документы важны в большинстве случаев тогда, когда и в роли покупателя, и в роли продавца выступают юридические лица (в том числе ИП). То есть физических лиц это всё, как правило, не касается. И если с них начинают требовать такие документы, то это может свидетельствовать уже о нарушении прав потребителя. А вот юридическим лицам, в том числе и индивидуальным предпринимателям, такие бумаги понадобятся.

Читайте так же: Возврат ошибочно перечисленных денежных средств
к содержанию ↑

Как оформляется возврат денежных средств покупателю?

Что касается физических лиц, то возврат денежных средств им зависит от того, о чём идёт речь. Покупатель имеет право вернуть продукцию надлежащего качества в течение 14 дней после совершения сделки, потому что она не подошла по цвету, габаритам, материалам и т. п. В таком случае магазин должен отдать ему деньги при условии, что товар не повреждён, его не использовали, все бирки на месте и т. п.

Для осуществления возврата кроме самой продукции нужно предоставить также все документы, которые шли вместе с ней. Кроме того, у покупателя должно быть при себе удостоверение личности и любое доказательство приобретения товара именно в конкретном супермаркете. Для возврата пишется заявление, в котором указывается дата покупки, цена и название продукции, другие обстоятельства, имеющие значение, а также излагается требование (вернуть деньги).

Дальше продавец регистрирует вышеназванный документ и оформляет акт возврата. У этого документа тоже нет стандартной формы, поэтому его можно подготовить в произвольном виде, хотя многие магазины разрабатывают собственные бланки. В нём обязательно нужно указать конкретное название товара, его стоимость, дату приобретения, номер чека (если тот есть) или же другого платёжного документа, причину отказа от покупки и дату. Акт составляют в 2 экземплярах, причём один с фискальным документом, подтверждающим оплату, остаётся у магазина, а второй вручается покупателю.

Следующим этапом продавец отправляет банку платёжное поручение о перечислении средств обратно на безналичный счёт. Если между покупкой и обращением клиент успел сменить карточку, ему нужно написать отдельное заявление по этому поводу на имя директора или же заведующего магазином и указать, куда именно следует отправить деньги. На основании соответствующих полученных данных впоследствии и будет сформировано платёжное поручение.

Возврат бракованного товара происходит по схожему алгоритму. Однако в этом случае вместо заявления составляется претензия, где нужно подробно описать дефект и обстоятельства его обнаружения. А продавец, в свою очередь, оформляет акт о несоответствии качества. В остальном же кардинальных отличий не наблюдается.

к содержанию ↑

Фиксация в бухучёте

Как всё это отражается в бухгалтерском учёте? Итак, факт продажи товара проходит через счёт № 62 по дебету и через счёт № 90 по кредиту. Дальше оплачивается покупка, что тоже фиксируется: дебет – счёт № 51, кредит – № 62. Следующим шагом необходимо списать себестоимость реализованного товара через счёт № 90 (дебет) и № 41 (кредит). При возврате его стоимость восстанавливается в зеркальном порядке, то есть через счёт № 41 для дебета и № 90 – для кредита. Потом нужно не забыть показать уменьшение объёма выручки. Для этих целей для дебета надо взять счёт № 76, а для кредита – № 90. И, наконец, магазин возвращает сумму клиенту: дебет – счёт № 51, кредит – № 76.

Если компания использует общую систему, то тогда необходимо ещё и учитывать НДС. Сторнирование происходит через счёт № 68 на дебете и № 90 – на кредите.

к содержанию ↑

По поводу сроков

Возврат денежных средств на безналичный счёт (карту) должен произойти в течение 10 дней после обращения покупателя. Если речь идёт о бракованной продукции, то в таком случае время увеличивается до 14 дней. И поскольку в законе не сказано, идёт ли речь о календарных или о рабочих днях, то в правоприменительной практике сделали выбор в пользу защиты интересов потребителя. Поэтому отсчитываются календарные дни.

При задержке покупатель имеет право подать на продавца в суд и истребовать пеню. При этом не имеет значения, предполагается ли вина магазина или же, например, проблемы возникли со стороны банка. Однако в последнем случае продавец имеет право впоследствии выдвинуть претензию к финансовой организации и получить возмещение понесённого ущерба (в том числе и для репутации).

Участие специалистов в возврате средств на безналичный счёт поможет ускорить процедуру. С опытными юристами вам не нужно будет вникать в детали.

Была ли вам полезна статья? Да Нет

X

Посоветуйте нам меры, которые помогут улучшить статью

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн консультация

Задайте вопрос адвокату
или юристу прямо сейчас!

наверх