+ 7 495 190 00 35

Причины возврата товара

Задайте свой вопрос

Назад к разделам

Причины возврата товара

Нередко магазины требуют у покупателя указать причины возврата товара в заявлении. В целом по закону делать это необязательно, если речь идёт о продукции надлежащего качества, а с момента покупки прошло не больше 14 дней. И в ситуации, когда с возвратом начинаются какие-то проблемы в этих временных рамках, можно обратиться не только лично в Роспотребнадзор или даже в суд, но и к юристу, чтобы он представлял ваши права и интересы при взаимодействии со всеми перечисленными инстанциями. Но если вы хотите избежать конфликта, можете указать следующее:
  1. Не подошёл цвет, размер или же фасон, другие параметры. Особенно часто такое происходит при покупке изделий через Интернет, как вариант – по каталогу. Или же если товар приобретают в подарок.
  2. Не устроило качество материала, появилась аллергия, продукцией оказалось сложно или неудобно пользоваться. Правда, в отношении последнего нужно убедиться, что речь идёт не о браке, потому что там процедура возврата другая.
  3. Изделие не позволяет достичь цели, ради которой его покупали. К примеру, потребитель попросил продавца подобрать конкретный водонагреватель, но вместо этого получил продукцию недостаточной мощности. В этом случае он имеет право её вернуть, потому что покупатель не обязан разбираться в технических параметрах. А вот консультант, оказывающий соответствующие услуги, должен понимать, что именно он предлагает.
  4. Товар не соответствует описанию и (или) техническим характеристикам. При этом неважно, о чём идёт речь – об информации на сайте, на табличке рядом с товаром в магазине или же о сопроводительных документах.
  5. Пользоваться продукцией по тем или иным причинам нет возможности. Но речь не идёт о браке. Например, не подходит розетка и т. п.
В этих случаях возврат происходит тогда, когда речь идёт о продукции надлежащего качества. При покупке оффлайн – в течение 14 дней с момента приобретения, причём отсчет необходимо начинать не со дня совершения сделки, а со следующего. Обратите на это внимание, потому что часто покупатели просто теряют ещё одни сутки, в течение которых они могли бы спокойно вернуть продукцию. Если же покупка совершалась через Интернет, то возврат происходит минимум в течение недели с того момента, как товар прибыл к потребителю (или же на ближайшее к нему почтовое отделение). Но такой срок актуален тогда, когда продавец сообщил клиенту, в течение какого времени он имеет право сделать возврат, как и на какой адрес. Причём подобное информирование должно происходить строго под расписку. Если же этого не случилось, то в таком случае покупатель может возвращать товар по закону в течение 3 месяцев. И нежелание продавца принимать продукцию вполне реально обжаловать, особенно если обратиться к опытному юристу.
Причины возврата товара необходимо указать в заявлении. При этом они далеко не всегда должны соответствовать действительности. Учтите, что вы не обязаны их указывать по закону.
к содержанию ↑

Как вернуть товар надлежащего качества?

Итак, если вам не подошла продукция, но при этом вы ею не пользовались, никаких следов повреждений нет, ярлыки и пломбы целы, а также есть все необходимые документы, вам нужно только написать заявление на возврат. Помимо товара, требуется также доказать факт покупки именно у конкретного продавца. Это может быть чек, квитанция, накладная. Но даже если чек утерян, вам не имеют права отказывать в приёме товара. Если вы помните, в какое время суток была совершена покупка, продавец может сам сделать копию чека. А в качестве доказательства факта сделки по закону магазин должен принять свидетельские показания, серийный номер, печать и подпись продавца на гарантийном талоне и т. п. Учтите, что само заявление нужно написать в двух экземплярах. Один отдаётся магазину, другой, с пометкой о том, что документ приняли (и датой), обычно остаётся у покупателя. Такая фиксация очень важна, потому что с этого момента начинается отсчёт времени, которое отводится магазину для реакции. По стандартному правилу заведение в течение 3 дней после приёма заявления обязано вернуть покупателю деньги. Причём если клиент расплачивался наличными, то ему выдают средства за товар на руки. А если же речь шла о безналичном расчёте, то они переводятся на ту же карточку. Иногда бывает так, что последнюю успели потерять или же заблокировать. В этом случае покупателю необходимо написать отдельное заявление на имя директора магазина (или заведующей) с пояснением ситуации и указать другой номер счёта или же карточки, на который нужно перевести деньги. Обратите внимание на то, что возврат товара является юридически значимой процедурой. Поэтому для её совершения с собой нужно взять не только товар, но и удостоверение личности. Так что если покупку делал несовершеннолетний, то обратиться в магазин имеют право его родители. Иногда бывает так, что магазин отказывается принимать товар, ссылаясь на испорченную упаковку. Это довольно спорный момент. С одной стороны, в законодательстве есть отсылка на то, что продукцию надлежащего качества принимают обратно тогда, когда она сохранила свой «товарный вид». С другой стороны, на характеристики самого изделия тара не влияет. Плюс здесь ещё имеет значение то, можно ли было изучить товар без повреждения упаковки. Если вскрывать ту так или иначе пришлось бы, то в таком случае претензии магазина являются необоснованными. И можно защитить свои права, обратившись к юристу. к содержанию ↑

Причины для возврата товара ненадлежащего качества

Несмотря на то, что ненадлежащее качество само по себе можно считать причиной для возврата продукции, всё же ситуации бывают самыми разными. Итак, речь идёт:
  1. О производственном браке. Это классический случай, когда продукцией пользоваться невозможно (или поломки происходят очень часто, их устранение даёт исключительно временный эффект). Тогда клиент имеет право потребовать замену изделия на другое, исправное, а также возврата денег. Причём если эксплуатация бракованного товара привела к появлению убытков, например, вышла из строя техника в доме, то покупатель вправе также настоять на возмещение возникших расходов. Правда, для этого необходимо установить причинно-следственную связь между использованием продукции и соответствующими последствиями.
  2. О поставке продукции в неполном количестве. Данный пункт может касаться как розничной торговли, то есть когда покупателем является физическое лицо, так и взаимоотношений между компаниями и (или) ИП. В обоих случаях появляется возможность вернуть продукцию продавцу. Однако механизм действия и процедура оформления будет разной.
  3. О нарушении условия ассортимента. К примеру, заказано была деревянная мебель, а пришла металлическая. Или же другого вида.
  4. О продаже изделия в неполной комплектации. Скажем, покупатель получил шкаф без дверей или без шурупов, в результате чего он не имеет возможность собрать изделие. В такой ситуации возникают два сценария. Так, в рамках первого покупатель обращается в магазин и получает недостающий элемент в оговоренные сроки. В рамках второго – делает возврат. У потребителя есть право самому определиться с тем, какой именно вариант подходит.
  5. О поставках товара без необходимой информации к нему. Продавец не имеет права торговать продукцией без инструкции, техпаспорта и т. п. Кроме того, покупатель сможет всё вернуть и при условии, что сопровождающие документы идут на иностранном языке, то есть нет перевода на русский.
  6. Об окончании срока годности. Это касается всего, у чего он в принципе должен быть. Причём в отношении данного положения нужно учитывать ещё и то, что покупатель получает право на возврат, если у него нет возможности вовремя использовать продукцию. Например, он приобрёл то, что нельзя употребить за один день, а срок годности истекает в рамках суток. Аналогично в отношении поставок от производителя в торговую сеть, когда понятно, что магазины не успеют за оставшееся время реализовать продукцию.
  7. О серьёзном повреждении целостности упаковки, когда есть внешние дефекты, которые свидетельствуют о том, что транспортировка происходила с нарушением соответствующих требований. Чаще всего претензии у покупателей в подобных ситуациях возникают при заказах в интернет-магазинах. Однако даже если приобретение произошло в режиме оффлайн, продавец не имеет права отказываться принимать товар на основании того, что потребитель мог видеть дефект. Магазин вправе на это сослаться, только если недостатки были отдельно оговорены, например, товар продавался со скидкой в связи с подобной проблемой. В то же время при выявлении другого брака возврат всё равно возможен.
Обратите внимание на то, что далеко не все из вышеперечисленных причин откровенно касаются дефектов самой продукции. В правовой среде существует даже спор по поводу того, что можно считать «ненадлежащим качеством». Некоторые юристы полагают, что если товаром нельзя по тем или иным причинам пользоваться (например, при неполной комплектации мебель не получится собрать), то такое нарушение со стороны магазина можно отнести сюда же. Другие считают, что поскольку сама по себе продукция без дефектов, то речь идёт о несоблюдении условий договора купли-продажи. Но в любом случае покупатель получает право на возврат. И оно подлежит защите. к содержанию ↑

Причина возврата товара: скрытый дефект

Ещё одной распространённой причиной возврата товара является скрытый дефект. Его определение указано в ГК РФ. В частности, речь идёт о недостатке, который не будет очевидным, пока не начнётся эксплуатация продукции. В таком случае можно вернуть изделие с подробным описанием обнаруженной проблемы. Её причина (брак на производстве, нарушение условий хранения и транспортировки со стороны продавца или же неправильная эксплуатация) устанавливается в процессе проведения экспертизы. Вернуть товар можно, как и любую другую продукцию, в течение всего гарантийного срока или же, как минимум, на протяжении 2 лет после продажи. к содержанию ↑

Нарушение сроков поставки

Иногда бывает так, что продукция – надлежащего качества, но прибыла к покупателю позже оговоренных сроков, тогда, когда она ему уже не нужна. В этом случае потребитель имеет право вернуть товар. Причём обратная транспортировка оплачивается продавцом. Правда, в разумных пределах. Так что если потребитель заказал большой фургон для доставки одного-единственного стула, то суд может решить, что поставщик обязан компенсировать только часть таких трат. к содержанию ↑

Что ещё нужно учитывать?

Причины возврата товара имеют большое значение, когда речь идёт о бракованной продукции. И если в случае с изделиями надлежащего качества указание оснований часто носит формальный характер и нужно магазину для сбора статистики, то в отношении дефекта претензии клиента очень внимательно изучаются. Именно поэтому описывать всё необходимо максимально конкретно по возможности. Вместе с тем стоит учитывать, что потребитель не обязан разбираться в технике или же в любой другой купленной продукции. Именно поэтому у него есть право сделать независимую экспертизу. И если брак по вине поставщика или же магазина подтвердится, то в таком случае траты на исследование будет оплачивать продавец. Однако если выяснится, что порча связана с какими-то действиями со стороны покупателя (неправильная эксплуатация, обращение с товаром в целом), то тогда данные расходы ему не возместят. Кроме того, стоит отметить, что возврат бракованного товара всё равно осуществляется и в тех случаях, когда причина указана неверно. Допустим, клиент описал одну поломку, а в результате экспертизы была установлена другая. Здесь опять вступает в силу правило, согласно которому потребитель не должен разбираться в подобных деталях.
По поводу возврата товаров между покупателем и продавцом нередко возникают конфликты. Опытный юрист поможет отстоять права потребителя и не только вернуть деньги или же добиться другого желаемого результата, но и ещё и получить компенсацию за понесённый ущерб.

Была ли вам полезна статья? Да Нет

X

Посоветуйте нам меры, которые помогут улучшить статью

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн консультация

Задайте вопрос адвокату
или юристу прямо сейчас!

наверх