+ 7 495 190 00 35

Как происходит возврат товара?

Задайте свой вопрос

Назад к разделам

Как происходит возврат товара?

Иногда бывает так, что приобретённая продукция перестаёт устраивать по разным причинам. В российском законодательстве (статья 25 закона, посвящённого защите прав потребителей, а также статья 502 ГК РФ) сказано, что право на возврат или обмен товаров есть у каждого покупателя. Но при выполнении конкретных оговоренных в нормативно-правовых актах условиях:
  • речь не идёт о продовольствии;
  • не было эксплуатации (то есть нет следов использования, полностью сохранилась упаковка, есть техпаспорт);
  • продукция – надлежащего качества;
  • все потребительские свойства изделия остались прежними;
  • с момента продажи не прошло 14 суток (день совершения сделки не считается);
  • есть доказательства того, что покупка состоялась в конкретном заведении, например, в супермаркете или киоске (чаще всего речь идёт о чеке);
  • отсутствуют специальные запреты;
  • изделие не относится к числу технически сложных.
Если все эти требования полностью соблюдаются, продукцию можно вернуть и рассчитывать на получение средств. Есть и другой вариант – обмен товара на другой, но из той же серии (аналогичный чайник, такие же кроссовки и прочее). Если появилась разница в цене, то она или возвращается продавцом, или выплачивается уже покупателем. к содержанию ↑

Что по закону запрещается обменивать или возвращать?

Существует специальный Перечень товаров (от 1998 года № 55), которые нельзя обменять или же вернуть практически никогда. Мы говорим о:
  1. Животных и растениях. Следует уточнить, что существуют схемы, при которых покупатель может обратиться в питомник и попросить решить вопрос, касающийся щенка или котёнка. И отдельные организации действительно берут на себя такую задачу. Однако учтите, что это происходит по их доброй воле и, как бы то ни было, как возврат товара не оформляется.
  2. Косметике и парфюмерии. В отношении средств гигиены конкретику лучше уточнять непосредственно у магазина.
  3. Любых изделиях, которые частично (или же полностью) произведены из полимеров и вступают в непосредственный контакт с едой. Подразумеваются одноразовые контейнеры для хранения еды, пластиковая посуда и т. п.
  4. Фармацевтической продукции, начиная от медицинских препаратов и заканчивая соответствующей аппаратурой, специальными приборами и прочим.
  5. Товарах, которые используются для личной гигиены. Имеются в виду зубные нити и щётки, расчёски, маникюрные ножницы и многое другое.
  6. Продукции, которую отпускают на метраж (текстиль, провода, отделочные материалы для ремонта и строительства).
  7. Швейно-трикотажных товарах. В данный пункт входит также носочно-чулочная продукция.
  8. Бытовой мебели. Причём это касается и единичных экземпляров, и наборов, того, что используется дома и на улице и т. п.
  9. Всевозможных транспортных средствах. Речь идёт об автомобилях, прицепах, катерах и о прочем.
  10. Бытовой химии, в том числе и о пестицидах, удобрениях, стимуляторах, средствах против паразитов и прочего. Если вы не уверены в том, возможен ли возврат товара в конкретном случае, тоже лучше уточнять.
  11. Изделиях из драгметаллов и (или соответствующих камней), а также со вставками из таких материалов. Данный пункт распространяется и на ювелирные украшения, изготовленные из синтетики.
  12. Любом оружии, которое только может находиться в гражданском обороте. Не подпадают под обмен товара также и патроны.
  13. Непериодических изданиях. В частности, подразумеваются не только книги, но и ноты, всевозможные буклеты, сувенирная продукция такого рода и прочее.
  14. Сложных с технической точки зрения товарах. На такую продукцию по законодательству предусматриваются гарантийные сроки. Это могут быть электроприборы, цифровые камеры, разные станки, компьютеры, счётчики и многое другое.
Указанный список не подлежит расширительной трактовке. То есть продавец не может самовольно в него что-то дополнительно включить.
И имейте в виду: возврат товара надлежащего качества из этого перечня всё равно возможен при условии, что продукцию купили дистанционно. С учётом популяризации интернет-торговли это послабление оказалось весьма актуальным. Вообще прав у удалённого покупателя в целом намного больше. к содержанию ↑

Что нужно учитывать?

Возврат товара надлежащего качества происходит по общим правилам в тех случаях, когда продукцию покупают для удовлетворения личных нужд. То есть получение с её помощи прибыли уже может стать дискуссионным моментом и повлечь за собой разбирательства. Одним словом, на этот момент необходимо обратить внимание. Ещё один момент: обмен товара возможен и в ситуации, когда у покупателя не сохранился чек. Если речь идёт об уникальной продукции, которую производит только эта компания, то доказательством сделки становится само изделие.
Кроме того, покупатель может опираться и на другие подтверждающие сделку факты. Например, на показания очевидцев, на видеосъёмку и прочее.
Учтите, что закон защищает права потребителей на возврат товара, поэтому, если продавец без чека отказывается принимать продукцию обратно, всегда можно обратиться в суд. Как правило, решения по таким делам принимаются в пользу покупателя. к содержанию ↑

Возврат товара ненадлежащего качества

Если продукция оказалась с дефектом, то возврат товара возможен до окончания гарантийного срока. Главное, чтобы изделие не было испорчено после покупки, то есть неграмотной эксплуатацией. При этом у покупателя есть право потребовать:
  1. Поменять вещь на аналогичную, но без изъянов. То есть такой же серии, того же производителя. Если продукция будет стоить дешевле, например, в связи с акцией, то продавец должен вернуть разницу.
  2. Компенсировать ему изъян в денежном эквиваленте. Здесь, как правило, стороны действуют по договорённости.
  3. Произвести ремонт за счёт продавца или же возместить соответствующие расходы. В последнем случае достаточно предоставить чек, оплаченный счёт или другие доказательства того, что такие траты имели место. И если изделие забирают на ремонт, то пока проблема не решится, покупатель имеет право потребовать предоставить ему замену аналогичного качества на безвозмездной основе.
  4. Вернуть деньги. Имеется в виду вся сумма за продукцию.
Что делать, если срок гарантии не установлен? В таком случае покупатель может пожаловаться в течение 2 лет. А если же срок годности не предполагается, то период для подачи соответствующего заявления увеличивается до 10 лет. Учтите, что правила возврата товара ненадлежащего качества не заставляют потребителей обязательно обращаться именно к продавцу. Если тот отказывается разбираться в ситуации, закрылось отделение конкретной торговой сети, а также если магазин просто находится довольно далеко, покупатель может на своё усмотрение написать соответствующее заявление импортёру или производителю. к содержанию ↑

Особенности дистанционной покупки

Как уже и было сказано, возврат товара надлежащего качества при покупке через Интернет (причём неважно, было ли это через стационарный компьютер или мобильный телефон) происходит намного проще. По общему правилу у покупателя есть право отправить или отдать обратно товар в течение 7 суток после доставки. И здесь существует одна лазейка для потребителей: интернет-магазин должен в письменном виде предъявить данные о сроках и о порядке возврата товара. Если этого не произошло (нет, например, подписи), то соответствующий период возрастает до 3 месяцев. В некоторых моментах процедура очень похожа. Например, здесь тоже нужно доказать, что покупатель не пользовался продукцией. В первую очередь речь идёт о целостности ярлыков, пломб, упаковки и т. д. Чтобы возврат или обмен товаров надлежащего качества, приобретённых в Сети, не вызвал проблем, нужно подтвердить, что вы их купили в конкретном магазине. Это могут быть чеки, накладные и т. п. Учтите, что принимаются во внимание и электронные документы.
Из любых правил есть свои исключения. Так, возврат товара без явного изъяна невозможен, если продукцию изготавливали по личному заказу. Этот пункт защищает индивидуальных предпринимателей.
к содержанию ↑

Поговорим о процедуре возврата товара

Речь идёт о следующем алгоритме: сначала покупатель обращается с соответствующим требованием. Если продавец отказывается его удовлетворять, это необходимо зафиксировать (письменно). После чего копию заявления следует вручить представителю продавца вместе с доказательствами того, что покупка была. То есть мы снова говорим о чеках, накладных и т. д. При дальнейшем нарушении прав потребителя следует составлять исковое заявление и подавать его в суд. Ведь исключительно эта инстанция может настоять не только на обмене товаров надлежащего качествано и на выплате моральной компенсации. А право требовать такое возмещение у покупателя возникает всегда, когда продавец отказывается добровольно идти ему навстречу. За что, кстати, могут предусматриваться отдельные дополнительные санкции. В суд есть смысл обращаться, потому что прокуратура или Роспотребнадзор не имеют права накладывать на магазин денежные взыскания в пользу покупателя. А у суда такая возможность есть. Другие инстанции могут оштрафовать торговую сеть, к примеру, но деньги уйдут в государственную казну. В итоге потребитель всё равно не получит компенсации. к содержанию ↑

Заявление на возврат товара

Заявление на возврат товара составляется в любой форме (произвольно). Главное, чтобы в этом документе содержались:
  • данные сторон (то есть магазина и самого покупателя);
  • описание товара;
  • дата покупки и другие имеющие значение обстоятельства;
  • указание на причины;
  • просьба (то есть вернуть деньги или же обменять продукцию на другую аналогичную);
  • документы, доказывающие факт покупки, то есть чек, оплаченный счёт и т. п.
Не забудьте подписать заявление и поставить дату. к содержанию ↑

Особенности возврата технически сложной продукции

К подобной продукции законодатель относит автомобили, электронные часы, телефоны, камеры, компьютеры и прочее. Говорить о возврате товара здесь имеет смысл только в случае обнаружения изъяна, причём лишь в рамках первых 15 дней. После этого осуществляется исключительно сервисный ремонт. Однако если техника часто выходит из строя, а обращение к продавцу приводит к тому, что продукция отсутствует у законного владельца в течение более 30 дней в году, покупатель может поднять вопрос о её замене или о денежной компенсации. к содержанию ↑

Как возвращают деньги?

По закону деньги должны быть переданы покупателю на протяжении 3 суток с момента принятия от него заявления по возврату, если оно не оспаривается. Однако в большинстве случаев, если магазин ничего не имеет против, средства выдаются сразу же при обращении на руки. В некоторых случаях они могут перечисляться на карточку, особенно если покупатель также расплачивался через безналичный расчёт. к содержанию ↑

Подведение итогов

В России у потребителя есть право вернуть или обменять товар, даже если тот – в полном порядке. Это возможно в рамках оговоренных в законодательстве сроков и при соблюдении определённых условий. Ещё больше вариантов появляется при выявлении порчи продукции.
Обратите внимание на то, что данные предоставлены по состоянию на декабрь 2017 года. Законодательство постоянно меняется, поэтому актуальность информации всегда нужно уточнять.

Была ли вам полезна статья? Да Нет

X

Посоветуйте нам меры, которые помогут улучшить статью

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн консультация

Задайте вопрос адвокату
или юристу прямо сейчас!

наверх