+ 7 495 190 00 35

Бракованный товар

Задайте свой вопрос

Назад к разделам

Бракованный товар

Брак – это самая частая причина возврата продукции. И нередко здесь начинаются споры между покупателем и продавцом о том, что можно считать дефектом, а что – нет. Иногда сам факт признаётся, однако о лёгком возврате бракованного товара всё равно говорить не приходится, поскольку возникают дискуссии по поводу того, кто несёт ответственность за порчу, возникла ли она по вине поставщика, транспортной компании или же самого потребителя. Одним словом, тут очень многое нужно учитывать. к содержанию ↑

Как определить дефект?

Для начала необходимо разобраться с тем, что представляет собой дефект. По определению это несоответствие установленным требованиям. Как правило, продукцию сравнивают с эталоном, то есть с изделием, у которого все характеристики находятся в норме.
Чтобы понять, с чем можно сопоставить, необходимо обратить внимание на упаковку. Там должны быть указаны стандарты, которых придерживается производитель. Их отсутствие уже будет отдельным нарушением.
Итак, чаще всего встречается упоминание ГОСТа. Это единый государственный стандарт, считающийся самым строгим. Для некоторых отраслей (и определённых видов продукции) является обязательным, в других же случаях заменяется ТУ, то есть техническими условиями, которые разрабатываются самим производителем. В последнем случае проверка менее жёсткая. Главное, чтобы продукт был безопасен, чтобы при его создании и выпуске не нарушались основные требования.
Помимо перечисленных стандартов существуют ещё ОСТ, то есть отраслевые нормативы. Одним словом, перед тем, как начать сверяться, нужно разобраться с тем, на что именно вы ориентируетесь.
Учтите также, что в рамках ЕАЭС действуют свои стандарты. Они постепенно начали заменять собой национальный ГОСТ (далеко не во всём и не везде). В рамках этого межнационального образования отдельные виды продукции подлежат декларации, а другие – сертификации (обязательная и более строгая проверка, за результаты которой несёт ответственность не только производитель, но и контролирующий орган, разрешивший выпускать такую продукцию). Необходимо также иметь в виду, что в ЕС и в США, в Азии и в других странах, а также регионах мира есть свои стандарты. Где-то они более жёсткие, где-то – значительно мягче, нередко критерии просто сильно отличаются. То есть могут проверять совсем другие параметры, но при этом не обращать внимания на то, что в России является ключевым. Всё перечисленное указывает на то, что вначале нужно установить нормативы, требования, которые предъявляются к тому или иному товару. На практике это необходимо в случае возникновения спора между покупателем или поставщиком и тогда, когда брак неочевидный. Если же товар явно испорчен, а продавец не возражает против возврата, то в эти тонкости стороны обычно не вникают, чтобы не терять время. Однако споры возникают довольно часто, особенно когда речь идёт о крупных суммах.
Читайте так же: Адвокат по защите прав потребителей
к содержанию ↑

Как установить дефект?

Итак, вы обнаружили, что компания определённым образом маркирует продукт. Что необходимо делать дальше? Установить отклонения рядовому потребителю вряд ли удастся. Для этого необходима специальная аппаратура и люди с соответствующими навыками. Поэтому стоит обратиться в государственные или же в частные лаборатории. По общему правилу проведение экспертизы организует продавец. Однако если он категорически отказывается признавать наличие брака, выполнением этой задачи может заняться и покупатель. Правда, в случае установления дефекта компенсировать все траты впоследствии должен будет поставщик.
Читайте так же: Защита прав потребителей
к содержанию ↑

Какие бывают дефекты?

Дефекты могут быть явными, то есть заметными невооружённым глазом, и скрытыми, неочевидными. Последние обнаруживаются исключительно при попытке использовать продукцию по назначению. Также дефекты делятся на устранимые или неустранимые. Причём здесь речь идёт не только о технической возможности, но и об экономической целесообразности подобных действий. По моменту возникновения они делятся на:
  1. Производственные. Возникают при создании товара. Если поставщик и производитель – это одно лицо, то в таком случае с возвратом товара проблем не возникает. Если же продавец является просто реализатором, то он всё равно должен принять бракованную продукцию у потребителя. В дальнейшем такое лицо получает право обратиться с претензией к производителю.
  2. Появившиеся по вине продавца. По статистике именно такие дефекты возникают чаще всего в связи с несоблюдением правил приёмки и (или) хранения товара. Нарушение температурно-влажностного режима, механические повреждения, реализация после истечения срока годности – распространённые причины. В такой ситуации бракованный товар возвращается по стандартной процедуре.
  3. Образовавшиеся из-за неправильной эксплуатации, то есть по вине покупателя. Вернуть не получится.
к содержанию ↑

Что нужно знать покупателям?

Несмотря на то, что возврат бракованного товара происходит довольно часто, многие покупатели не знают своих прав. А некоторых откровенно обманывают продавцы, пользуясь отсутствием юридической подготовки. Итак, бракованный товар, в отличие от продукции надлежащего качества, можно вернуть не в течение 14 дней, а на протяжении всего срока гарантии. Если же в отношении конкретной продукции точные цифры не установлены, то в таком случае стоит ориентироваться примерно на 2 года. Однако из этого правила есть исключения. Так, если продавец не представляет официально изготовителя, то вернуть продукцию ему можно только в течение всё тех же 14 дней. А дальше нужно будет обращаться непосредственно к производителю. Если покупатель заранее знал о недостатках (например, купил уценённый в связи с этим товар), то он не может возвращать его на этом основании. Однако если продавец предупредил об одних проблемах, а в процессе эксплуатации выявились другие, то предъявлять претензии можно. Например, покупатель приобретает кухонный комбайн с поцарапанным корпусом. Он видит изъян и соглашается на продукцию с ним. После совершения сделки новый владелец не может отказаться от продукции из-за содранной краски. Но если он придёт домой и обнаружит, что устройство перестало работать, то ему ничто не мешает отнести изделие в магазин. А если продавец в принципе не предупредил покупателя, то тот имеет право:
  • настоять на замене;
  • вернуть продукцию;
  • потребовать уменьшения стоимости.
Что делать, если брак продукции привёл к убыткам? Например, при подключении техники к неисправной розетке оборудование вышло из строя. По закону продавец должен возместить все связанные с бракованным изделием расходы. У покупателя также есть право потребовать провести экспертизу товара и присутствовать на всех стадиях её проведения. Если продукция исправна, то анализ оплачивает покупатель. В противном случае расходы ложатся на продавца. И ещё один немаловажный момент: доставка бракованного крупногабаритного товара (всё, что больше 5 кг) происходит за счёт продавца. Покупатель может сам привезти такую продукцию, однако поставщик обязан будет компенсировать ему возникшие траты. к содержанию ↑

Составление претензии

Итак, брак выявлен, покупателя о нём не предупредили, у него есть право на претензию. Что нужно делать? Поставить продавца в известность о дефекте. Происходит это посредством документа (в письменной произвольной форме), в котором указываются следующие пункты:
  • реквизиты сторон;
  • дата и место составления такой бумаги;
  • наименование продукции и стоимость;
  • суть претензии (в чём заключается неисправность);
  • пожелания клиента (то есть то, чего он хочет, например, вернуть деньги или же получить другой товар);
  • данные экспертизы, но это уже необязательно.
Документ составляется в нескольких экземплярах, как минимум один должен быть вручен представителю компании-поставщика, а второй – остаться у покупателя. Если в деле участвует транспортная организация, то её сотруднику тоже необходимо предоставить копию. Ответственное лицо должно расписаться при получении соответствующего документа и зарегистрировать его. После этого уведомление считается принятым. Дальше начинается отсчёт срока рассмотрения претензии (по законодательству он ограничивается 10 рабочими днями).
И ещё один момент: если брак сложный, то выставить претензию по нему можно только в течение 10 дней. Такое уменьшение срока связано с очевидным характером самого дефекта.
к содержанию ↑

Возврат бракованного товара юридическим лицом

Учтите, что выше описана схема, которая используется тогда, когда возврат делает покупатель, являющийся физическим лицом. Но в случае с юридическим всё несколько иначе. Так, отношения между компаниями должны регулироваться договором. И там обычно прописывается процедура проведения возврата бракованного товара. В тексте соглашения можно оговорить другие сроки, способы взаимодействия между компаниями и прочее. Главное, чтобы это всё не противоречило действующему законодательству. Если обнаружен дефект, необходимо заполнить форму ТОРГ-2 или же ТОРГ-3. При выявлении порчи товара после приёмки нужно подготовить акт. У него нет конкретной регламентированной формы. Для оформления возврата продукции составляют корректировочную и товарную накладные. Учтите, что движение товара затрагивает не только правовые вопросы, но и бухгалтерские. В последнем случае следует работать со счётом 002 («Кредит» и «Дебет» соответственно). А если речь идёт о возврате денег, то он проходит по счёту 60. к содержанию ↑

Какие возможны проблемы?

Иногда продавец (или даже сам производитель) отказывается принимать обратно товар при отсутствии чека. Что становится нарушением требований закона № 2300. Однако добиться соблюдения этого нормативно-правового акта бывает откровенно сложно. Здесь не помешало бы участие юриста. Что может сделать сам покупатель? Попытаться доказать факт приобретения товара. В частности:
  1. Желательно найти минимум 2 свидетелей покупки и взять у них показания в письменном виде (попросить их составить заявление). Форма изложения – произвольная, достаточно, чтобы было указание на день, товар, конкретного покупателя и заведение, например, магазин, в котором это всё происходило.
  2. Написать заявление на имя руководителя торговой организации с просьбой принять бракованный товар и припиской о том, что чек был утерян. Если у вас есть ещё какие-то доказательства того, что вы делали в тот же день покупки (например, другой чек из этого магазина или же из аптеки в том же здании), их тоже можно предоставить.
Если продавец продолжает отказываться принимать бракованный товар, то это уже становится основанием подать иск в суд. Однако большинство поставщиков предпочитают решать вопрос в частном порядке.
к содержанию ↑

Отсутствие паспорта

Удостоверить личность необходимо только в случае намерения получить деньги (полностью за весь товар или же частичную компенсацию). При желании просто заменить продукцию на аналогичную продавец не имеет права настаивать на наличии паспорта. к содержанию ↑

Нарушена целостность упаковки

Иногда бракованный товар не принимают, потому что нарушена целостность тары. Однако данный аргумент имеет значение только в том случае, если возвращают изделие надлежащего качества. А если речь идёт о дефекте, продавец не имеет права ссылаться на этот факт. В любом случае наличие или отсутствие тары никак не сказывается на эксплуатационных характеристиках товара, к которым возникли претензии. На что можно отдельно указать. Иногда поставщик продолжает отказываться проводить возврат брака даже после приведения всех аргументов. В таком случае можно пригрозить обратиться в Роспотребнадзор. И учтите, что у вас действительно есть такое право. Однако на практике данная организация сильно загружена, так что рассмотрение одной заявки способно растянуться на месяцы. к содержанию ↑

Что делать, если продукция не подлежит возврату?

Иногда продавец пытается отказаться принимать продукцию, ссылаясь на то, что она относится к перечню товаров, не подлежащих возврату. И такой список действительно есть. Однако если обратить внимание на закон, который защищает права потребителей, то из статьи 18 пункта 5 становится понятно, что подобных ограничений там нет. То есть производить возврат бракованного товара можно в любом случае. к содержанию ↑

Если прошёл гарантийный срок

Если покупатель обнаружил дефект, а с момента приобретения товара прошло не больше 24 месяцев, то он имеет право обратиться за защитой своих прав вне зависимости от того, какой конкретно гарантийный срок установлен, а также указан ли он в принципе. Об этом говорится в статье 19 ЗоЗПП. к содержанию ↑

Помощь от опытного юриста

Процедура возврата бракованного товара требует учитывать большое количество всевозможных нюансов. Например, то, по чьей именно вине возник дефект, когда, чем это обосновывается. Имеет значение и то, как быстро покупатель обратился с претензиями. Прошло много времени, нет чека, продавец просто отказывается что-то предпринимать – всё это ситуации, в которых юрист помог бы разобраться. Грамотный профессионал не только защитит ваши интересы, но и избавит от необходимости лично во всё вникать. Благодаря ему вы сможете сэкономить время и нервы.

Была ли вам полезна статья? Да Нет

X

Посоветуйте нам меры, которые помогут улучшить статью

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн консультация

Задайте вопрос адвокату
или юристу прямо сейчас!

наверх